Как узнать хорошего программиста

Как узнать хорошего программиста

Чтобы дать определение «хорошего программиста», необходимо рассмотреть два более глубоких вопроса:

Какие качества программиста обеспечивают хорошую производительность программирования? Нужно ли обращать внимание на его опыт? Нужно ли беспокоиться о его личных качествах? Попытаться ли измерить его IQ? И как выглядят все эти вопросы в контексте парного программирования и коллективной работы?

Что считать хорошей производительностью программирования? Например, кого лучше нанять — человека, выдающего больше строк за единицу времени, или человека, который производит код более высокого качества (что бы это ни значило) независимо от количества затраченного времени?

Эти вопросы затрагивают фундаментальные и очень непростые темы. В процессе работы, когда приходится принимать стратегические решения, такие вопросы явно или косвенно решаются «на ходу»: вы следуете своей интуиции или применяете более или менее необоснованные персональные профили и тесты на выявление способностей. В академической среде более глубокий и более общий смысл этих вопросов породил масштабные исследования, выходящие за рамки отдельных дисциплин.

Личностные факторы
Существует немало моделей личности, причем каждая модель сопровождается собственным набором тестов для измерения личностных качеств человека в соответствии с этой моделью. Личностные тесты широко применяются в коммерческих и правительственных организациях, в том числе в агентствах по трудоустройству и карьерным консультациям, а также в военных учреждениях. Хотя некоторые из этих тестов изначально имели теоретические или эмпирические обоснования в психологических исследованиях, многие упрощались или изменялись со временем для конкретных целей с минимальным научным контролем.

В то же время личностные исследования в академической среде привели к разработке научно обоснованных моделей и тестов. За последние годы в области личностных исследований центральное место занимали две модели, состоящие из пяти факторов и известные под названиями модели «пяти факторов» и «большой пятерки» . Модель «пяти факторов» базируется на том, что характеристики личности принадлежат разносторонней модели причин и контекстов — как генетических, так и обусловленных окружающей средой. Тем не менее между двумя моделями имеются концептуальные различия, и их теоретические обоснования подразумевают разные подходы к проектированию тестов.

Далее перечислены все факторы.

Экстраверсия
Используется для оценки количества и интенсивности межличностных взаимодействий, уровня активности, потребности в стимулировании и способности к положительным эмоциям.

Представлению о программисте как нервном интеллектуале-интроверте — и, кстати говоря, мужчине (я точно знаю, что некоторые люди считают это обстоятельство личностной характеристикой!)

Как было сказано ранее, у систематического научного подхода имеются свои изначальные ограничения, причем частично они обусловлены его сильными сторонами. Прежде всего следует отметить то, что ученые называют валидностью: насколько разумно утверждение о том, что в вашем определении личности отражено все, что обычно понимается под личностью? Например, большинство окружающих вряд ли согласится с тем, что человека можно охарактеризовать всего пятью факторами. Другие личностные модели пытаются описывать более сложные типы и сложные, нетривиальные комбинации личностных факторов, но им не хватает конструктивной валидности. Систематичность подхода изначально ограничивает то, к чему этот подход можно применять!

Доброжелательность
Используется для оценки качества межличностной ориентации индивида в диапазоне от сострадания до антагонизма в мыслях, чувствах и действиях.

Добросовестность
Используется для оценки организованности, упорства и мотивации индивида в целенаправленном поведении. Такие люди составляют противоположность зависимым, излишне привередливым и апатичным людям.

Эмоциональная стабильность
Используется для оценки уровня эмоциональной стабильности. Позволяет выявить индивидов, склонных к психологическим переживаниям, нереалистичным идеям, избыточным влечениям и неадекватным реакциям.

Открытость опыту
Используется для оценки активного познания и усвоения опыта «ради него самого», терпимости и склонности к познанию неизвестного.

Некоторые коммерческие модели и тесты подверглись критике в академическом сообществе за плохую концептуальную обоснованность, низкую надежность и низкую валидность. В частности, многие личностные тесты связывались с «эффектом Форера1» — туманными и неопределенными описаниями, которые часто вызывают у людей ощущение узнавания независимо от их фактических личностных качеств.

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*